Как подготовить ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский садик. Детям эти слова, порой, дарят совершенно разные эмоции. Кто-то любит это заведение, кто-то нет. Одни бегут туда с радостью, для других же поход в детский сад – мученическое испытание. Причём чаще встречается, наверное, всё же второй вариант. Почему? Как проходит адаптация ребенка к детскому саду ? Попробуем разобраться. Искать ответ на этот вопрос можно как в личностных особенностях самого ребёнка, так и в личности воспитателя. Вполне возможно, что большинство родителей, задаваясь этим вопросом, не учитывают ещё каких-то, на первый взгляд скрытых факторов. Итак, возможно ли сделать так, чтобы дети шли в детский садик с радостью, без слёз и истерик?

Разное воспитание - разная адаптация

Рассмотрим первую причину не любви детей к детскому саду – разный подход к воспитанию. Перед вами две истории адаптации к детскому садику, связанные с разным подходом родителей к воспитанию детей.

  1. Девушка по имени Тереза вышла замуж в 21 год, но очень долго не могла забеременеть – врачи попросту разводили руками, почему так происходит, но долгожданного ребёнка не было. Наконец, родив девочку в 29 лет, Тереза, окрылённая своим счастьем, постепенно начала меняться. Будучи истинной интеллигенткой, преподавая в вузе, она – кандидат наук, вдруг изменяет своё мировосприятие: начинает с удовольствием общаться со своими соседками-молодыми мамами, с которыми раньше разве что только здоровалась. Да и темы разговоров только о детях: чем кормить, как правильно лечить в случае болезни и так далее. При этом Тереза постепенно, но верно разорвала все свои прежние связи как-либо связанные с университетом.

    Её дочь Инна теперь главный смысл её жизни – она даже никогда не говорит о малышке в третьем лице, всегда употребляя слово «мы». Чаще всего это звучит так: «мы вчера ходили к врачу», «наш аппетит пришёл в норму», «мы удачно сходили на горшок» и так далее. При этом Тереза очень чувствительна по отношению к своей дочурке: она мигом ощущает, если у неё ухудшилось самочувствие, например, заболел живот или поднялась температура. Но, к сожалению, эмоции дочери, никак не связанные с физическим самочувствием, маму совершенно не интересуют.
    При этом маленькая Инна не обделена вниманием к своему интеллектуальному развитию: уже к трём годам девочка хорошо говорила, рисовала, считала до ста и даже умела читать. И вот в это же время пришел тот самый момент, когда девочку отдали в садик. С этого времени маленькая Инна отказывается играть со своими сверстниками, да и вообще хоть как-то общаться сними, постоянно плачет и просится домой. Пришлось отказаться от детского сада и отдавать Инну бабушке.
  2. Другая история о маленькой Арине, которая с превеликим удовольствием ходит в садик и даже плачет, если в какой-то день ей не удалось там побывать. В отличие от предыдущей героини, мать Арины сразу после рождения дочери занялась активным образом жизни, как говорится «для себя»: встречалась с друзьями, ходила в походы, много гуляла.

    В результате, Арина к трём годам не умела читать и считать, зато была отличной помощницей по дому – помогала маме во всём, даже в готовке. Вместе они – типичный пример семьи, в которой всё делают вместе: смотрят телевизор, обсуждая героев фильма, вместе занимаются хозяйством, вместе гуляют. С самых первых лет жизни своей дочери, мама Арины уже вовсю обсуждала её характер со своими подругами, подчёркивая лучшие качества своего ребёнка и искренне гордясь им. При этом речь всегда ведётся в третьем лице – никакого местоимения «мы».

    В отличие от Инны, Арина нередко бывает отшлёпанной и стоит в углу в наказание за свои проделки. Но эти мелкие конфликты никак не сказываются на взаимной любви матери и дочери друг к другу. Те более, что и сама маленькая Арина отличается довольно крутым нравом – вся в мать.
    До того как отдать свою дочь в детский садик, молодая мама нередко гуляла с ней неподалёку и говорила: «Видишь дети играют? Скоро и ты с ними будешь. Рада?» На что малышка весело отвечала «Да!». Кстати, стоит обратить внимание и на тот факт, что нередко малыши говорят о себе в третьем лице, так поступает и маленькая Инна. А вот Арина всегда выражает свои желания и действия только в первом лице.

Подаём пример

Рассмотрим другой случай – когда мама подаёт пример своему ребёнку. Вы уже успели заметить, что успешность адаптации любого ребёнка к детскому садику напрямую зависит от того, как к этому заведению относится его мать. Хорошо, если мама уверена в положительном воздействии детского сада на своего малыша – этап взросления и всё такое. Гораздо хуже, если молодая мама сомневается и даже боится за своего ребёнка – а вдруг его там обидят? Чем тревожнее такая мама – тем меньше шансов у ребёнка влиться в коллектив своих сверстников.

Любой детский садик – это своего рода мини-социум, именно поэтому он обязательно должен приносить, и в большинстве случаев приносит неоценимую пользу. Кстати, семья – это такой же мини-социум, но состоящий из близких родственников, которые имеют особое отношение к ребёнку. Сверстники – совсем другая история. В отличие от семьи, среди них малышу придётся искать своё место, и учиться уживаться с чужими людьми на одной территории. Но это умение очень необходимо человеку, и возраст 4 года – самое время начинать, а иногда и раньше.

Личностное развитие ребёнка никогда не будет полным, если в нём не присутствует поиск себя среди сверстников, общение с ними. Именно поэтому в некоторых странах посещение детьми детских садиков является обязательным условием воспитания: как нельзя жить без документов или припарковаться в неположенном месте, так и без определённых санкций нельзя не отдать своего ребёнка в детский сад.

несадовские дети

В нашей стране представление несколько иное. Мы относимся к детским садикам как к неким камерам хранения для детей, которые нужны лишь тогда, когда некому присматривать за ребёнком, пока родители на работе. Да – это одна из функций детских садов, но далеко не основная. Главное, что получает ребенок, попав туда –коллектив своих сверстников. Правда, в наших детских садах, к сожалению, не учитывают множества факторов правильного формирования групп. Они то слишком большие (до 25 человек), то слишком маленькие (всего по 5-6 человек), нет разновозрастных групп.

В то же время лучшим вариантом является группа из 15 человек, в которой мальчиков и девочек приблизительно поровну. Основная проблема маленького коллектива – нехватка разнообразия характеров и большое влияние взрослых, которых почти столько же, сколько и детей. Поэтому воспитатели успевают самостоятельно всё решать, улаживать конфликты и так далее. Это, разумеется, только мешает личностному и социальному развитию малышей. Слишком большая группа, наоборот, теряет влияние взрослых, и дети являются предоставленными сами себе. А это небезопасно, ведь социальное поведение маленьких детей, чего уж скрывать, очень сильно напоминает поведение дикарей.

Но даже если в коллективе есть те, кто неприятен, это тоже в какой-то степени хорошо: дети учатся строить не только дружеские отношения, но и находить подход к «недругам». Детский садик учит детей находить свои первые социальные роли, осваивать навыки общения. Если мама поняла самое главное: детский садик – это важный этап становления ребёнка, первый выход в большой мир, первое общение в коллективе, знакомство с разными людьми, то проблема наполовину решена. В этом случае и ребёнок поймёт, что пусть детский сад - это и не очень приятно, но зато важно, а потому неизбежно. А раз уж дороги назад нет, то придётся идти только вперёд. А при такой решимости ребёнок обязательно найдет что-то хорошее для себя.

Отделяйте своего ребёнка от себя

Вот такое условие необходимо выполнять, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в коллективе чужих людей. Очень важно увидеть в своём малыше отдельную личность, заинтересоваться его эмоциями и внутренним миром. Но, к сожалению, каждая женщина ощущает своё дитя на подсознательном уровне как часть себя, пусть и отдалённую, но несамостоятельную часть. Но относится так к ребёнку – признак собственной эмоциональной незрелости. Нередко излишняя любовь к своему ребёнку на самом деле является любовью к самому себе, продолженной на ребёнке или вынесенной вовне.

Родители хотят здоровья и благополучия себе и своему ребёнку. Оберегают себя от опасностей – и своего ребёнка. При этом научиться любить его как отдельную самостоятельную личность нередко очень сложно. Но на самом деле, только тот, кто всё же научился так любить своё дитя – сам, в конце концов, стал взрослым и абсолютно сформированным человеком. В случае же если мать относится к ребёнку как к части себя или даже своей собственности, то и отношение к детскому саду, да и вообще к обществу и социуму у такого родителя – чисто потребительское. Такая мама хочет, чтобы её ребёнку было хорошо, причём хорошо в довольно примитивном смысле: чтобы учили, не обижали, хорошо кормили, чтобы был здоров.

Отпускайте ребенка в садик
Отпускайте ребенка в садик со спокойным сердцем - спокойны вы спокоен и ребенок

Остальное обычно неважно. Именно поэтому и появляется стремление найти детский садик как можно лучше. Но стоит учесть, что это не курорт и не магазин, это – важная часть жизни ребёнка, в которой он должен найти друзей, в которой у него должны сложиться хорошие отношения с другими детьми и взрослыми воспитателями. А ведь именно в новых отношениях с новыми людьми и состоит суть пребывания ребёнка в детском саду.

Всё остальное, что родитель сам может выбрать – второстепенно. Материальная база, уровень классификации педагогов, развивающие программы и так далее – всё это важно, но не настолько. Видите ли вы в своём ребёнке отдельного от вас человека? Самостоятельную личность, которой предстоит прожить собственную жизнь, в которой малышу надо самому найти сой путь и призвание? Именно психологическая установка родителей – основной фактор того, сможет ли ребёнок адаптироваться к новым условиям, влиться в новый социум.

Семейные традиции

Помните историю с маленькой Ариной? В её семье всё делают вместе. В таком случае ситуация, когда ребёнок должен делать что-то в коллективе, а не индивидуально – не вызывает ни малейших сложностей. В отличие от Арины, Инна привыкла делать всё сама и как хочется только ей. Любое занятие, в котором необходимо участие сверстников будет восприниматься болезненно и тяжело. А детский садик – это, прежде всего, коллектив, в котором постоянно приходится вместе играть, гулять, учиться и общаться. Именно поэтому у ребенка вряд ли будут какие-либо проблемы в детском саду, если с самого раннего детства его приучили делать что-либо в коллективе, прибегать к совместной деятельности. И наоборот, ребёнок, привыкший к «варке в собственном соку» может иметь много проблем в коллективе. Есть ещё один момент, накладывающий отпечаток на характер ребёнка. Это внутрисемейные отношения.

Может быть, вас это удивит, но полное отсутствие конфликтов в семье – вредно. Конечно, ссоры – это всегда плохо, но и полное отсутствие таковых не приводит ни к чему хорошему. Как бы там ни было, но в детском садике ссорится ребёнку придётся в любом случае, и пусть вас это не пугает. Не существует бесконфликтных коллективов. Именно поэтому, ребёнок, приученный к бесконфликтным отношениям, становится слабым и излишне ранимым, что приводит к некоторой беспомощности. Такому малышу очень трудно адаптироваться в любом социуме, в детском садике в том числе.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок с радостью шёл в детский садик, а повзрослев, не испытывал трудностей с социальной адаптацией, примите к сведению приведённые ниже советы.

  • Во-первых, постарайтесь разглядеть в малыше самостоятельную личность, в чём-то пусть и похожую на вас, но в то же время во многом отличающуюся. Если ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность – поощряйте это, в разумных приделах конечно.
  • Приучите ребёнка к тому, что некоторые его действия могут не нравится другим людям или даже вредить кому-то. Самое главное, чтобы не только родители, но и сам ребёнок мог в некоторых ситуациях выражать своё недовольство. Научите его правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
  • Ребёнок нуждается в опыте работы в коллективе, поэтому как можно чаще делайте что-то вместе, желательно втроём-вчетвером.
  • О детском садике при ребёнке всегда говорите только в положительных красках, никогда не пугайте ребёнка этим местом. Всегда есть положительные моменты того, что ваш малыш будет ходить в детский садик. Постарайтесь найти такие моменты.
  • Если на первый взгляд садик кажется далеко не самым лучшим, не забывайте о сути: малыш получил уникальную возможность самореализации и поиска себя среди сверстников.

Если вы последуете нашим рекомендациям, то адаптация ребенка к детскому саду пройдет легко и безболезненно для психики малыша.

Оцените статью
Скворушка
Добавить комментарий