Алалия у детей

Алалия у детей

Алалия – частичное недоразвитость или же полное отсутствие речи у ребёнка, являющееся последствием органического поражения зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Обычно данное расстройство происходит во время внутриутробного развития или на раннем периоде жизни. Это системное недоразвитие речи: нарушаются как фонетико-фонематическая составляющая, так и лексико-грамматическая.

При алалии могут фиксироваться психопатологические, моторные и сенсорные симптомы. На сегодняшний день не существует научно обоснованной статистики распространения алалии. Те данные, что имеются в наличии учёных, позволяют говорить об 1% пораженных детей дошкольного возраста и о 0,2-0,6% школьников. Таким образом, в среднем, можно считать, что алалия встречаются у 0,1% населения. Стоит подчеркнуть, что мальчики более подвержены алалии – в среднем в два раза чаще, чем девочки.

Причины алалии

Причин возникновения синдрома алалии множество. Этиопатогенетические факторы могут повлиять в самые разные периоды развития ребёнка. Например, перинатальный период – очень опасен. В это время причинами возникновения алалии могут стать хронические болезни матери, интоксикации, падения матери и ушибы с дальнейшей травматизацией плода, нарушение кровообращения плода, угроза выкидыша вследствие неблагоприятного течения беременности, тяжёлые болезни родителей (сифилис, туберкулёз и т.п.). Все эти факторы в перинатальном периоде развития плода способствуют органическому поражению мозга и неблагоприятно действуют на развитие плода, а также отрицательно влияют на общее течение родов.

Зоны мозга, поврежденные при алалии

Нередко возникновение синдрома алалии приходится на натальный период. В это время причинами могут являться: патология родов (слишком затяжные или слишком стремительные роды, неудачное использования средств родовспоможения, рождение ребёнка в асфиксии, с родовой опухолью или гематомой и т.д.). Перечисленные факторы могут являться причиной нарушенного формирования межсистемных мозговых связей, которые так необходимы для полноценного речевого развития ребёнка.

Постнатальный период развития также может стать временем возникновения алалии. В этом могут сыграть решающую роль ранние травмы головы, менингит, инфекционный гепатит, слишком затянувшиеся соматические заболевания, менингоэнцефалит, цепочка детских инфекций, в результате которых истощилась нервная система. Причинами алалии в постнатальном периоде могут стать не только биологические факторы, но и социально-психологические, а именно: конфликты в семье, неправильные методы воспитания ребенка, недостаточность или отсутствие речевых контактов с ребёнком, длительный госпитализм, среда с преобладанием лиц, имеющих речевые патологии, многоязычие в семье и т.д. Но в большинстве случаев ведущими факторами возникновения синдрома алалии являются биологические, при этом социально-психологические факторы усугубляют имеющуюся речевую недостаточность.

Виды алалии

Различают два основных вида алалии у детей – сенсорную и моторную. Главное проявление сенсорной алалии заключается в том, что ребёнок попросту не может должным образом воспринять постороннюю речь. Наряду с этим у таких детей имеется речевая расторможенность: прервать речевой поток ребёнка, чтобы он услышал то, что вы ему пытаетесь сказать, становится трудной задачей. Основная причина возникновения сенсорной алалии – слабость речевого анализатора больших полушарий головного мозга. Речь идёт о так называемой зоне Вернике, отвечающей за понимание речи и расположенной в верхнезаднем участке височной доли головного мозга. До неё нервный импульс либо добирается в слабом виде, либо не доходит вовсе.

Сенсорная алалия у детей

Моторная алалия – это неспособность внятно выговаривать слова, хотя в большинстве случаев, дети, поражённые моторной алалией, вообще не говорят. Правда, в этом случае, не смотря на постоянное молчание, восприятие речи окружающих может быть вовсе не нарушено. Моторная алалия – это, в первую очередь, неспособность ребёнка повторить звук, слог или слово. При этом он понимает все слова и может жестами продемонстрировать их значение, но из-за нарушения связей органов речевого аппарата с мозговыми речевыми центрами, а именно с зоной Брока, ответственной за воспроизведение речи и находящейся в нижней лобной доле головного мозга, – не способен их произнести.

Алалия моторная и сенсорная

Существует и более тяжёлая форма алалии – сенсомоторная алалия, при которой поражены одновременно обе вышеописанных речевых области больших полушарий головного мозга. В этом случае ребёнок не может понять постороннюю речь и не способен говорить. Среди всех разновидностей алалии на сенсомоторную приходится менее 4% случаев.

Механизмы алалии

Механизмы алалии до сих пор остаются окончательно не раскрытыми. Существует три основных подхода к этому вопросу: сенсомоторный, психологический и языковой. Сторонники сенсомоторного подхода считают, что механизм алалии связан, прежде всего, с несовершенствами сенсорной и моторной сторон речи детей. Первое – следствие неполноценной работы центрального отдела речеслухового анализатора, в результате чего развивается недостаточность фонематического восприятия и далее – плохое понимание речи. Несовершенство моторной стороны речи ребёнка – нарушение в работе коркового отдела речевого двигательного анализатора. В результате нарушается экспрессивная речь и производство артикуляционных движений.

Сторонники психологического подхода утверждают, что механизм синдрома алалии связан, в первую очередь, с неполной сформированностью некоторых важных психических функций: внимания, памяти и мыслительных процессов. Грубые нарушения в формировании речи могут проявить себя при недостаточности высших психических функций и снижении психической активности. Сторонники языкового подхода уверены, что алалия – это расстройство, прежде всего, языковое и основным механизмом её возникновения является расстройство производства языковых операций по ходу восприятия или воспроизведения речевых высказываний.

Симптомы алалии

Симптомы алалии весьма разнообразны по причине недостатка в работе некоторых мозговых структур, вследствие их органического поражения. Стоит подчеркнуть, что иногда симптоматика данного синдрома не ограничивается лишь речевыми нарушениями. Каждый конкретный случай алалии имеет свои индивидуальные особенности, зависит от локализации и степени органического поражения, от возраста ребёнка, его общего с состояния здоровья, интеллектуальных возможностей и состояния окружающей его среды. Все симптомы алалии можно разделить на три большие группы:

  • неврологические,
  • речевые
  • психопатологические симптомы.

Неврологическая симптоматика может быть как выраженной, так и стёртой. У детей с алалией она свидетельствует, прежде всего, о неблагополучии центральной нервной системы. Нередко у таких детей обнаруживают синдром ММД. Наиболее часто встречающиеся при алалии неврологические симптомы – это агнозия и апраксия.

Агнозия – зрительное или слуховое расстройство узнавания, имеющее место при сохранении слуха и зрения. В тяжёлых случаях слуховой агнозии ребёнок не может различить и соотнести звук с предметом, в более лёгких проявлениях нарушается дифференциация похожих звуков речи. Зрительная агнозия в тяжёлых формах не даёт ребёнку зрительно узнавать предметы, в более лёгких формах фиксируются нарушения дифференциации предметов по ряду признаков (форме, цвету, размеру и т.д.).

Апраксия – расстройство артикуляционной и тонкой моторики, в результате чего ребенку трудно выполнить действие, требующее дифференцированных движений пальцами.

Речевая симптоматика алалии выражена обширно и разнообразно, страдают практически все стороны речи. Нарушения имеются как в импрессивной, так и в экспрессивной речи.

Можно сказать, что ребёнок с алалией не может сложить свою речь в единую систему, усваивая лишь её отдельные фрагменты. Не происходит правильного формирования звукового состава речи, искажается звуко-слоговая структура слов, не развиваются фонематические функции, в результате чего ребёнок долгое время затрудняется дифференцировать звуки. Таким образом, ребёнок долго и дефектно овладевает словообразованием и словоизменением, используя простые фразы и стойкие аграмматизмы. Сложные синтаксические конструкции ребёнку с алалией не поддаются.

Как обучать речи детей с алалией

В результате всего это при алалии дети не могут получить достаточный запас сведений из общения с окружающими. Нередко развивается примитивизм мышления, пробелы в знаниях, явные трудности при попытке овладеть некоторыми понятиями. Результат – высокая утомляемость и слабость произвольного внимания. Детям-алаликам требуются постоянные систематические занятия по развитию речи со специалистом-логопедом. Помимо этого, возможно, потребуется особая организация школьного обучения в школе для детей с серьёзными речевыми нарушениями. Хотя, в некоторой степени, такие дети могут обучаться и в обычной общеобразовательной школе, хотя и с заметными затруднениями, а параллельно посещать занятия на логопедическом пункте.

Лечение алалии у детей

На таких занятиях специалисты-логопеды восполняют пробелы речевого развития детей, проводят необходимую работу по совершенствованию функций их речи. Эти занятия строятся по строго индивидуальной схеме, в зависимости от особенностей каждого ребёнка. Сами родители могут и должны принимать активное участие в процессе развития речи ребёнка в форме игры, например во время прогулок, называя встречающиеся предметы.

Каждая речевая активность ребёнка должна поощряться. Но необходимо чётко знать речевые возможности ребёнка на данном этапе его развития и не пытаться научить его говорить то, что ему пока недоступно, так как этим можно только усугубить проблему. Детей, страдающих алалией, следует побуждать к разговору, но ни в коем случае не принуждать. Также нельзя перегружать ребёнка речевыми материалами: это может стать причиной возникновения заикания. Для правильного подхода к ребёнку, работа по развитию речевых навыков должна проводиться в тесном контакте родителей с врачом-логопедом и психоневрологом.

Оцените статью
Скворушка
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии