Умственные способности малыша, еще не научившегося ходить и говорить, невозможно измерить методами, предназначенными для тестирования взрослых. Но за последние несколько десятилетий ученые открыли более эффективные способы получения информации от младенцев. Вооружившись этими новыми инструментами, исследователи показали, что психика младенцев очень сложна.
Развитие мозга ребенка в возрасте от 3 месяцев до года
Каждый мозг, молодой или старый, обладает определенными способностями, которые помогают его владельцу успешно ориентироваться в жизни. Если присмотреться, то можно распознать многие из этих талантов в своем ребенке. Хотя маленьким детям не хватает знаний, они рождаются с определенными инстинктами, которые позволяют им организовывать поступающую информацию и реагировать на нее.
Они предрасположены искать и использовать опыт, который позволяет им адаптировать свой растущий мозг к определенной среде. Проще говоря, мозг вашего ребенка естественным образом знает, что ему нужно получить от окружающего мира. По этой причине для развития мозга в большинстве случаев требуется лишь «достаточно хорошая» среда, включающая относительно компетентного, если не идеального, воспитателя – ведь ребенка воспитывает не обязательно классическая пара родителей, но и отцы-одиночки. или других родственников, а также от усыновителей обоего пола.
Что знают младенцы и когда они этому учатся?
Они не могут объяснить это словами, однако исследователи задают им вопросы и получают сложные ответы, свидетельствующие об их когнитивных способностях. Некоторые простые невербальные способы проникновения в сознание младенцев и даже новорожденных произвели революцию в области поведенческой психологии и позволили психологам узнать, что думают и чувствуют очень маленькие дети.
Ваш ребенок еще мало контролирует свое тело, но он может кормить грудью сразу после рождения. Вскоре после этого он учится поворачивать голову и следить за интересными объектами или событиями. Эти две способности можно использовать, чтобы узнать, что привлекает его внимание. Например, если ребенку нравится ощущение сосания груди и он хочет сделать это снова, он будет сосать более энергично. Он делает это, когда слышит запись голоса своей матери, но сосет менее энергично, когда слышит голос другой женщины. Итак, мы знаем, что младенцы с рождения могут различать голос своей матери.
Точно так же, как взрослые и младенцы могут устать, посмотрев на что-либо какое-то время, малыш поворачивается и смотрит на что-то более интересное. Исследователи измерили, как долго он смотрел на определенную сцену. Если в сцене есть что-то неожиданное для него, он будет смотреть дольше. Эта реакция позволяет узнать, видит ли ребенок разницу между двумя вещами. Например, если вы покажете ребенку несколько изображений кошек, появление собаки заставит его сосредоточиться на этой картинке. Это означает, что он может отличить кошку от собаки.
Такие простые инструменты позволили исследователям выявить пять способностей, которыми обладают младенцы задолго до того, как им исполнится год.
Первая способность: дети могут различать, как часто происходят определенные события.
Например, первым шагом в изучении языка является распознавание слогов, из которых состоит слово. Однако во время разговора люди обычно не делают пауз между словами. Хорошо поставленный эксперимент показал, что дети, как правило, так и думают. Исследователи создали три бессмысленных слова, таких как «бидаку», каждое из которых состоит из трех слогов. Затем они предъявляли эти слова 8-месячным младенцам в разных последовательностях, без пауз между словами. Когда младенцы познакомились с этими новыми словами, исследователи начали произносить либо одно из новых бессмысленных слов, либо новое слово, состоящее из начальных слогов (например, «кудаби»). Затем они позволили детям контролировать продолжительность слов.
Исследователи обнаружили, что детям требовалось значительно больше времени, чтобы прослушать новые слова, даже если в них были одни и те же слоги. Поскольку младенцы уже слышали все слоги по отдельности, исследователи пришли к выводу, что первоначальная группа слогов воспринималась ими как знакомая.
Вторая способность: дети используют совпадения, чтобы делать «выводы» о причине и следствии.
Как только у них развиваются языковые навыки, 2,5-летние дети, как известно, могут делать причинно-следственные утверждения, такие как «он пошел к холодильнику, потому что был голоден». Но младенцы, кажется, начинают осознавать те же самые причинно-следственные связи задолго до этого возраста.
В одном эксперименте над кроваткой трехмесячного ребенка подвешивали подвижную игрушку и прикрепляли лентой к одной из ножек ребенка. Когда он пинает ногой, игрушка движется. Малыши в восторге от этого нового развлечения. Они чаще улыбались и чаще смотрели на движущуюся игрушку, чем когда та же самая игрушка была вне их досягаемости.
Уже через несколько минут тренировки они стали чаще бить ногой. Три дня спустя они все равно сделали это, когда увидели игрушку, хотя она уже не была привязана к их ноге.
Поскольку удары ногой были специфической реакцией на движение игрушки, дети ясно усвоили основные взаимосвязи между причиной и следствием. Использование совпадений для определения их возможной причины — ключевая часть нашей способности понимать, как устроен мир вокруг нас. Ребенок может отличить кошку от собаки — задачу, которую пока сложно запрограммировать на компьютере.
Миф: Если что-то пойдет не так, виновата мама.
Зигмунду Фрейду придется за многое нести ответственность. Его идеи были в основном спекулятивными, и в конечном итоге дальнейшие исследования опровергли некоторые из них. Но идеи Фрейда оставили глубокий след в нашей культуре. Одна из навязчивых идей заключается в том, что отношения ребенка с матерью служат моделью для всех последующих отношений в его жизни. Эта идея привела многих людей к выводу, что поведение матери оказывает невероятно сильное влияние на то, каким человеком впоследствии станет ее ребенок. Из этой веры выросла культура, в которой совершенно незнакомые люди чувствуют моральное обязательство вмешаться, если видят беременную женщину, пьющую вино, или мать, кричащую на своего маленького сына.
В прошлом психиатры даже обвиняли матерей в аутизме или шизофрении их детей, хотя эти расстройства вызваны разными причинами. Пора маме успокоиться. Теперь, когда вы знаете, что дети активно участвуют в их развитии, должно быть понятно, что родители не обязаны и не могут быть идеальными во всем. Не то чтобы мы советовали кричать на детей. Главным образом потому, что это неэффективный способ повлиять на поведение вашего ребенка. И не потому, что ваше плохое настроение время от времени может нанести серьезный и стойкий вред его психике.
Так или иначе, стиль воспитания оказывает гораздо менее глубокое влияние на личность, чем думает большинство из нас. Мы хотели бы видеть родителей, которые радуются за своих детей, а не беспокоятся о каких-либо аспектах их роста.
Третья способность: маленькие дети отличают объекты и относятся к ним совершенно по-разному.
Младенцы, как и другие люди, понимают, что объекты обладают связностью (части каждого объекта связаны друг с другом). Они обладают плотностью (ничто другое не может пройти сквозь объект). Они обладают непрерывностью (все части объекта соединены с другими его частями) и движутся только тогда, когда к ним кто-то прикасается.
Долгое время считалось, что младенцы до полутора лет не понимают понятия постоянства объекта. Задолго до своего первого дня рождения младенец дольше смотрит на объект, которому не хватает свойств связности, плотности, непрерывности или постоянства во времени. В одном эксперименте с пятимесячными младенцами игрушечный автомобиль катился по горке, на середине которой стоял ящик с отверстиями по бокам, через которые машина могла проехать, но со стороны ребенка этот ящик казался сплошным. Пятимесячные младенцы, похоже, ожидали, что ящик остановит машину. Как мы об этом узнали? Когда машина успешно съехала вниз, дети дольше смотрели на экран, словно удивляясь, что ящик оказался проницаемым. С помощью этого метода оценки дети уже в возрасте 3,5 месяцев показали, что имеют представление о предметах и о их свойствах.

Как и взрослые, маленькие дети склонны приписывать сознательные свойства вещам, которые на самом деле не являются живыми. При просмотре фильма, в котором геометрическая фигура, круг, «гонится» за другим кругом, годовалые дети пристальнее присматриваются, удаляется ли второй круг от преследователя, чем если он остается на месте.
Четвертая способность: Младенцы организуют информацию по категориям, людей — по группам.
Если трехмесячному ребенку показывают серию только мужских лиц, он тратит все меньше и меньше времени на каждое новое лицо, возможно, потому, что ему надоедает видеть только мужские лица. Когда появляется женское лицо, ребенок смотрит на него дольше. Это означает, что дети четко рассматривают черты лица, а не прически, чтобы отличить мужчин от женщин. Эти категории напрямую связаны с повседневной жизнью ребенка.
Большинство младенцев предпочитают смотреть на женские, а не на мужские лица. Если только основной опекун ребенка не мужчина, в этом случае ребенок имеет мужские предпочтения. Общие категории, такие как «животные» и «мебель», появляются очень рано, а другие появляются позже. Границы многих категорий, от фонем до мимики, формируются опытным путем. Но никто никогда не учил детей тому, что классификация вещей — это хорошая стратегия: она просто встроена в их мозг.
Эта стратегия обеспечивает примитивную основу для построения категорий во взрослом возрасте, позволяя нам ассоциировать новые объекты или людей с существующим опытом. Эта стратегия также служит источником стереотипов, а также некоторых предрассудков.
Способность пятая: дети обращают внимание на важную информацию, игнорируя при этом большую часть того, что происходит вокруг них.
Возможно, вы заметили, что дети гораздо менее избирательны в своем внимании, чем взрослые, но у них все же есть четкие автоматические предпочтения. С самого раннего возраста малыши обращают особое внимание на человеческие голоса, лица и движущиеся предметы. Младенцы начинают отдавать предпочтение человеческим лицам уже через полчаса после рождения, а через два дня они также начинают отдавать предпочтение человеческим голосам.
В трехмесячном возрасте они замечают объекты, заметно отличающиеся от их окружения, например красный круг среди черных кругов. С раннего возраста внимание ребенка начинают привлекать самые близкие люди. Ребенок может следить за взглядом взрослого уже в 4-месячном возрасте. А после того, как он повернет одного, он способен направить свое внимание и указать пальцем, куда указывает другой.
Способность направлять и поддерживать внимание значительно увеличивает способность мозга распознавать конкретные вещи в любом возрасте. В компьютерных моделях функционирования мозга врожденные информационные приоритеты являются мощным механизмом решения определенных задач. Например, врожденный интерес ребенка к звукам помогает ему изучать язык. Все эти способности обеспечивают развитие мозга «детей-одуванчиков», требуя лишь ежедневного суммирования накопленного опыта, что взрослые делают почти инстинктивно.
У взрослых эти пять способностей составляют основу функции мозга. На самом деле, у большинства из нас они находятся в гиперактивном состоянии. Когда мы воспринимаем наши компьютеры или автомобили так, как будто они наделены собственными целями и намерениями (обычно противоположными нашим), наша естественная склонность отличать активные силы от пассивных объектов явно терпит неудачу.
Тот факт, что многие из наших примеров до сих пор относились конкретно к трехмесячным детям, имеет простое объяснение. Детей младшего возраста тестировать труднее. Основываясь на нашем опыте, мы считаем, что эти способности присутствуют с рождения, по крайней мере, в примитивной форме. Это правда, что, в конечном счете, не имеет большого значения, рождаются ли дети с этими способностями или приобретают их вскоре после рождения. Так или иначе, все нормальные дети приобретают описанные навыки на самом раннем этапе своей жизни. Они полагаются на них с раннего детства и продолжают делать это и после этого.
С другой стороны, эти когнитивные способности — это только начало. С возрастом все они становятся значительно сложнее.
Автор: Сандра Аамод, «Секрет мозга вашего ребенка», источник econet.








