Вы, возможно, замечали, что один и тот же ребёнок может вести себя совершенно по-разному: то ласковый и внимательный, то холодный и колючий, то вдруг истеричный, то — будто совсем “не в себе”. Почему это происходит? Это не просто перемены настроения. Иногда за такими резкими сменами поведения стоит травматичная фрагментация личности — механизм психики, который помогает ребёнку выжить в трудной ситуации, но может надолго изменить его внутренний мир.
Откуда взялся термин?
Термин «травматичная фрагментация» (или диссоциация личности) появился в научной психологии и психиатрии ещё в XIX веке, но активно исследоваться стал с 1980-х годов. Особенно в контексте детской травмы и расстройств, вызванных длительным стрессом.
Одним из самых известных направлений, связанных с этим понятием, стало изучение диссоциативных расстройств идентичности (ДРИ) — состояний, при которых в человеке как бы существуют разные «части», действующие независимо друг от друга.
Что такое фрагментация личности?
В норме у каждого из нас есть единое “Я” — набор воспоминаний, черт, привычек и реакций, которые делают нас целостной личностью. Мы можем быть разными в разных ситуациях, но ощущаем себя собой.
Но если ребёнок сталкивается с сильным и/или повторяющимся стрессом, например:
- эмоциональным или физическим насилием,
- резким отвержением,
- непредсказуемыми вспышками агрессии от значимых взрослых,
- потерей привязанности или безопасности,
то психика может “разделить” переживания, чтобы облегчить боль. Это и есть фрагментация.
Ребёнок как бы говорит внутри себя:
“Эта часть — сильная и спокойная. Пусть она ходит в школу.”
“Эта — злится и кричит. Но её лучше спрятать.”
“Эта — боится и хочет любви, но если она покажется — станет только хуже.”
Так появляется множество внутренних частей — каждая со своей ролью, эмоциями и способом поведения. Они могут не “знать” друг друга, а могут перемещаться по очереди — будто актёры на сцене.
Как это выглядит у детей?
Травматичная фрагментация — это не фантазия и не «двойная жизнь». Это реальный механизм защиты, который проявляется так:
Ребёнок может внезапно менять поведение без понятной причины. В каких-то ситуациях он выглядит взрослым и рассудительным, а в других — инфантильным или агрессивным.
Может «забывать» то, что делал или говорил. Нередко наблюдаются двойственные реакции: сначала обнимается — потом резко отталкивает.
Может говорить от третьего лица о себе, выдумывать “друзей внутри” или называть свои состояния разными именами.
Как развивается травматичная фрагментация?
Без поддержки и понимания фрагментация может:
- закрепиться, превратившись в стойкий способ реагирования,
- перейти во взрослую жизнь как трудности в отношениях, саморегуляции, восприятии себя,
- стать основой для расстройств, таких как OSDD (другое уточнённое диссоциативное расстройство) или даже DID (диссоциативное расстройство идентичности).
Но с другой стороны — если ребёнку помочь вовремя, понять его части и соединить его с самим собой, травматичная фрагментация может быть преодолена.
Что важно знать родителям?
- Это не болезнь — это способ выживания. Фрагментация — это не «психиатрия» в плохом смысле, а крик о помощи: «Так я могу справиться с тем, что мне слишком больно.»
- Ребёнок не капризничает — он переключается.
Разные части могут иметь разный возраст, стиль речи, пол, поведение — и это не игра. - Ребёнку нужен не контроль, а контакт.
В первую очередь — принятие, стабильность и присутствие взрослого, который не пугается и не отвергает. - Психотерапия помогает.
Детский психолог, особенно с опытом работы с травмой и привязанностью, может помочь ребёнку восстановить внутреннюю целостность.
Как можно помочь дома?
- Спокойно называйте чувства: «Ты сейчас злишься? Или тебе страшно?»
- Не бойтесь «двойственности»: «Иногда ты хочешь, чтобы тебя обнимали, а иногда — чтобы все оставили тебя в покое. Это нормально.»
- Показывайте, что все части ребёнка — любимы.
- Поддерживайте ритуалы и стабильность — они дают ощущение опоры.
- Ищите специалистов, если чувствуете, что сами не справляетесь.
Главное
Фрагментация — это не конец, а этап пути.
С любовью, вниманием и поддержкой даже раненая психика способна восстановиться, вырасти и обрести целостность.
А за многими «частями» живёт одно-единственное — но очень ранимое — настоящее детское Я, которое просто ждет, когда ему скажут:
«Я вижу тебя. Всего. Все в порядке. Я люблю тебя.»








