Считалочки — это небольшие рифмованные тексты, которые сопровождают игры детей, помогая выбрать водящего или определить порядок участия в игре. Они занимают особое место в детской культуре и передаются из поколения в поколение. В этой статье мы подробно поговорим о происхождении считалочек, их разнообразии и приведем примеры известных текстов.
Происхождение и развитие считалочек
Считалочки возникли много веков назад. Их корни уходят в народное творчество, когда рифмованные тексты служили не только развлечением, но и способом передачи знаний и установления определенных правил игры. В старину считалочки помогали детям развивать память, обучали ритму речи и часто носили познавательный характер.
Многие старинные считалочки имели скрытый смысл или были связаны с традициями, сказками и народными поверьями. Например, такие тексты могли быть связаны с природными явлениями, праздниками или даже с историческими событиями. Постепенно считалочки становились проще и адаптировались для детских игр.
Примеры считалочек
-1-
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной…
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
-2-
Про лесного гнома
В лесу гуляет гном,
Заглянул он в каждый дом.
Раз-два-три, погляди,
Кто на месте, выходи!
-3-
Про зайчика
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-ой-ой,
Убегает зайчик мой.
-4-
Шёл котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шёл по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять —
Выходи, тебе искать!
-5-
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!
-6-
Эники-беники
Эники-беники ели вареники,
Эники-беники — бац!
Кто на место сядет — пац!
-7-
Аты-баты
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
-8-
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу,
Привезли его в палату,
Он украл там шоколаду.
Привезли его на крышу,
Он украл там дядю Мишу.
Привезли его домой,
Оказался он живой.
-9-
Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили:
«Чаби, чаляби,
Чаляби-Ляби-Ляби».
Мы набрали в рот воды,
И сказали всем «Замри!»
-10-
Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.
-11-
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенку поёт.
Шишка отлетела — прямо Мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою — топ!
-12-
Ехал Лунтик на тележке,
Раздавал он всем орешки.
Кому два, кому три —
Режиссёром будешь ты!
-13-
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Села кошка на такси,
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.
-14-
Слива, ива,
Дуб и клен,
Шуга-юга,
Вышел вон!
-15-
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит.
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
-16-
“Великан сидит в пещере”, —
Говорят в лесу все звери.
Великан голодный ищет,
Кто ему сгодится в пищу.
Звери спрятались в кусты —
Значит, водой будешь ты!
-17-
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдёт,
Тот из круга вон пойдёт.
-18-
Ехала карета
По старому мосту.
Мост развалился,
Карета — ко дну.
Не жалко мне кареты,
Не жалко мне моста,
А жалко мне принцессу
И белого коня.
-19-
Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кащей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлёпнула хвостом,
Словно щёлкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.
-20-
Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
-21-
Катилось яблоко по блюду,
Я водить не буду.
-22-
Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.
-23-
Бежит заяц через мост,
Длинны уши, куцый хвост.
Ты далёко не беги,
Посчитать нам помоги.
Раз, два, три —
Выйди ты!
-24-
Как-то крошка-крокодил
От родителей уплыл.
Загулял он, потерялся
И от страха растерялся.
Мы поможем, так и быть!
Выходи, тебе водить!
-25-
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
Тут повадился к ним вдруг
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим:
“Ты, обжора, не ходи”.
Ну-ка, Машенька, води!
-26-
Шёл котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шёл по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять —
Выходи, тебе искать!
-27-
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.
-28-
Я — зверёк
И ты — зверёк.
Я — мышонок,
Ты — хорёк.
Ты хитёр,
А я умён.
Кто умён,
Тот вышел вон.
-29-
Вдаль бежит река лесная,
Вдоль неё растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем — водишь ты.
-30-
Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел — не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец.
-31-
Ветер за море летал,
Ветер певчих птиц считал.
Посчитал всех до одной!
А потом взял выходной.
Наша очередь считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
-32-
Одуванчик,
Одуванчик!
Ты весёлый
Одуванчик —
Только ветер
Налетит,
Одуванчик
Облетит!
-33-
По тропинке, по дорожке
Шли четыре понарошки.
А навстречу на горошке
Проезжали три картошки.
Если каждой понарошке
Дать на завтрак по картошке,
То одной из понарошек
Что достанется? Горошек.
-34-
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять —
Ты попробуй нас догнать.
-35-
Две заботливых старушки
Напекли внучатам плюшки.
Все вокруг стола уселись,
Чаю напились, наелись.
Захотели поиграть.
Ты лови! Мне убегать!
-36-
Я маленькая девочка
Я в школу не хожу.
Купите мне сандалики —
Я замуж выхожу.
-37-
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота,
За Кота Котовича —
За Петра Петровича!
Он усат и полосат,
Ну не кот, а просто клад!
-38-
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки пили, мышки ели,
Только сушками хрустели.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик — чистый стол.
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел.
-39-
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдет,
Тот из круга вон пойдет.
-40-
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле
Едут там трубачи,
Да едят калачи.
Погляди на небо —
Там краюха хлеба.
Раз, два, не воронь,
Беги как огонь.
-41-
Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.
-42-
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать —
Раз, два, три, четыре, пять.
-43-
Жили-были дед да баба,
Ели кашу с молоком.
Рассердился дед на бабу —
Хлоп по пузу кулаком!
А из пуза — два арбуза
Покатились кувырком.
А из носа — два матроса
Побежали босиком.
-44-
Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.
-45-
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!
-46-
Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
-47-
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди.
Кто не верит — выходи.
-48-
Ягодка —
Малинка,
Медок —
Сахарок.
Вышел
Иванушка —
Сам
Королек.
-49-
Петушок, петушок,
Покажи свой гребешок.
Гребешок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять…
Невозможно сосчитать!
-50-
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз-два-три-четыре-пять!
Роль считалочек в детских играх
Считалочки выполняют несколько важных функций:
-
Развитие речи. Повторяя рифмованные строки, дети развивают дикцию, учатся строить фразы и запоминать рифмы.
-
Социализация. Совместное использование считалочек помогает детям находить общий язык, договариваться и взаимодействовать друг с другом.
-
Игровой элемент. Считалочки делают игры более увлекательными, создают атмосферу радости и азарта.
-
Обучение счету. Многие считалочки напрямую связаны с числами, что помогает детям осваивать основы математики.
Как придумать свою считалочку
Создание считалочки — увлекательный процесс, который может увлечь не только детей, но и взрослых. Чтобы придумать свою считалочку, нужно соблюдать несколько простых правил:
-
Используйте рифму. Чем ритмичнее будет текст, тем легче его запомнить.
-
Делайте строки короткими. Это упрощает восприятие.
-
Включайте слова, которые дети знают и легко произносят.
-
Придумайте интересный сюжет или образ. Например, о животных, природе, праздниках.
Вот пример простой авторской считалочки:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел месяц погулять,
Пять, четыре, три, два, раз,
Нынче весело у нас.
Заключение
Считалочки — это не только способ начать игру, но и ценный элемент культурного наследия. Они развивают у детей память, творческое мышление и коммуникативные навыки. Многие из них звучат одинаково на протяжении десятков лет, объединяя поколения. Важно сохранять эти маленькие рифмованные сокровища, передавая их следующим поколениям. Ведь в каждой считалочке живет частичка радости и волшебства детства.