Как научить ребенка читать

как научить ребенка читать

Родители лучше всего подходят для обучения своих детей чтению. Любящее соединение один на один делает его таким эффективным. Так как научить ребенка читать? Учимся читать вместе.

Содержание

Должны ли родители учить своих детей читать?

Вас беспокоит количество людей, которых вы знаете, которые редко читают ради удовольствия? Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать и развил в себе увлечение на всю жизнь? Вы обеспокоены программами школьного чтения, в которых чрезмерно подчеркивается фонетика, но слишком мало внимания уделяется пониманию текста? Вы беспокоитесь о том, что школы приносят больше вреда, чем пользы из-за своей одержимости заставить детей читать в детском саду?

Если вы киваете на эти вопросы, вы идеальный кандидат, чтобы научить своего ребенка читать. И поэтому мы хотим рассказать вам – как научить ребенка читать. К сожалению, слишком многие родители ошибочно полагают, что чтение должно преподаваться обученными педагогами и требует дорогого комплекта фонетики, рабочих листов, алфавитных карточек, специальных книг и других ресурсов. Нет ничего более далекого от правды. Никто не  подходит лучше для обучения детей чтению, чем их родители!

Единственным наиболее важным видом деятельности для накопления знаний, необходимых для возможного успеха в чтении, является чтение вслух детям.
– Джим Трелис, автор “Чтения вслух”

Родители лучше всех обучают своих детей чтению

Никто не может лучше научить детей читать, чем их собственные мамы и папы. Это потому, что чтение подразумевает нечто большее, чем просто озвучивание слов на странице.

В самом сильном смысле чтение является как эмоциональным, так и интеллектуальным делом – переплетение письменного текста с собственным жизненным опытом.

Если детям повезет, они испытают это как теплое, любящее время, когда они сидят на коленях у мамы и переворачивают страницы, идут в библиотеку с папой, а в субботу утром обнимаются со своими родителями, чтобы услышать их любимые истории.

Читайте детям книги
Читайте детям книги

Они могут быть слишком молоды, чтобы понять, что им читают, но они создают глубокие связи, которые будут длиться всю жизнь: чтение – это любовь, чтение – это безопасность, а чтение – это хорошо. Чтобы научить детей читать, родители должны помнить эти 3 простые мантры:

1) Найди путь к сердцу.

2) Опирайтесь на предыдущие знания ребенка

3) Понимание – это ключ, который превращает звучание в чтение.

Есть образовательная пословица: «То, что мы учим детей любить и желать, всегда перевешивает то, что мы заставляем их учить». Дело в том, что некоторые дети учатся читать раньше, чем другие, а некоторые учатся лучше, чем другие. Есть разница.

Для родителя, который думает, что чем раньше, тем лучше, у которого есть 18-месячный ребенок, читающий по карточкам, мой ответ таков: чем раньше, тем лучше. Гости на ужин, которые прибывают на час раньше, лучше, чем те, кто прибывает вовремя? Конечно, нет.
– Джим Трелис, автор “Чтения вслух”

Начните с сердца: концепция – 5 лет.

Родители младенцев и детей младшего возраста закладывают основу для успеха чтения задолго до того, как возникает необходимость в систематическом обучении. В то время как некоторые мамы и папы соблазняются продуктами, которые утверждают, что они способствуют раннему чтению, они должны сопротивляться искушению купить их. Им надо не искать как научить ребенка читать – это несложно, а вместе с обучением чтению научить ребенка понимать прочитанное. Слоговая таблица ребенком запоминается легко, но ему очень сложно соединить слоги, и, затем понять что за слово получилось – что оно обозначает.

Слишком раннее введение формальных инструкций может иметь неприятные последствия – заставлять детей воспринимать чтение как задачу, которая вынимает подарки у родителей, а не как само по себе приятное занятие. Исследования показывают, что молодые люди, которые получают раннее обучение, реже читают для удовольствия, когда становятся старше.

Чтение – все из области абстракции и ненужности для малышей, и родители должны принять мантру: найди путь к сердцу. Читая своим детям, родители должны сосредоточиться на следующем:

Строительные леса

Читая маленьким детям, родители должны помнить об образе лески – одна часть помещается поверх другой, чтобы сделать что-то большее и более сильное. Если нижняя часть лесов слабая и шаткая, все рухнет. Маленькие дети имеют ограниченный опыт, поэтому родители должны опираться на то, что они уже знают. Читать книгу о бабочках ребенку, который никогда не видел бабочку, в значительной степени бессмысленно. Тем не менее, чтение книги о бабочках для юноши, который провел полдня, наблюдая, как они летают по саду, невероятно мощно.

Опирайтесь на предыдущие знания

Перед чтением родители должны использовать предварительные знания своих детей, чтобы подготовить их к более глубокому обучению. Например, читая книгу «Гадкий утенок», мать может вспомнить день, когда она и ее дочь пошли в парк, чтобы покормить уток, и спросить: «Что ты помнишь об этих утках?» Перед тем, как прочитать “Айболита” , папа мог бы вспомнить о том времени, когда он и его сын наблюдали за больной собакой рядом с их домом: «Помнишь мы видели больную собаку? Есть люди, которые лечат больных животных» Сделайте, чтобы было тепло и уютно.

Многие родители попадают в ловушку чтения своим детям перед сном, когда они устали от долгого дня. Это часто приводит к неудовлетворительным ощущениям как для родителей, так и для детей. Для родителей гораздо лучше выбрать время, когда они чувствуют себя свежими, энергичными и вовлеченными в процесс. Что наиболее важно, им следует сделать чтение теплым и уютным: сидя под тенью дерева, потягивая горячее какао или обнимаясь в постели ленивым воскресным утром.

Чем больше вы читаете вслух дома, тем выше развитие вашего ребенка! Самый большой бонус – это объединение. Ничто не сравнится с матерью или папой, один на один, читающим книгу. Жизнь хороша!
– Дженни Фицки, учительница дошкольных учреждений более 30 лет.

Говорите с ребенком

Исследования показывают, что дети со слабой фонологической осведомленностью становятся слабыми читателями. Родители могут почти гарантировать, что их дети станут опытными читателями, начав с фонологического осознания. Они должны забыть карточки, рабочие тетради, и просто говорить, делая это забавным, легким и простым.

Фонологическое сознание – это глупость со словами, превращение в игру и празднование магии языка. Нет необходимости, чтобы родители садили своих детей за парты и давали формальные уроки. Вместо этого, родители должны учить этому в течение дня весело и органично.

Проявите творческий подход с рифмованными словами. Родители должны разговаривать со своими детьми, используя рифмующиеся слова: «Время есть кашу, кормить куклу Наташу». «Давай заправим кровать – мы же не хотим спать?”. “Поужинай, скорее, иначе – похудеешь.”

Играйте в словесные игры в машине. Пока вы едете куда-нибудь с ребенком  – это потрясающая возможность играть в простые словесные игры. Придумайте как можно больше слов, начинающихся с «м»: мясо, машина, магазин, мандарин. Придумайте как можно больше слов, которые рифмуются со словом кот: рот, мот, бегемот.

Играйте в игру «Я шпион». В ожидании в кабинете врача или сидя за обеденным столом, поиграйте в игру «Я шпион» – «Я увидел что-то коричневое и начинается со звука «ш» – (шуба). «Я смотрю на что-то зеленое и начинаю со звука «л» – (лист).

Играйте в игры, которые способствуют фонологической осведомленности. Например, игра “Испорченный телефон”, “Съедобное-несъедобное”.

Что такое фонологическая осведомленность?

Фонологическая осведомленность у детей младшего возраста является основой для раннего чтения. Он включает в себя способность слышать и манипулировать звуками, слогами и словами. Он включает в себя такие навыки, как распознавание рифмы слов, определение количества слогов в слове и определение слов с одинаковыми начальными звуками, такими как «кошка» и «корова». Когда дети развивают фонологическую осведомленность, они видят закономерности среди слов и используют эти знания для чтения.

Понимание – ключ, который превращает звучание в чтение: возраст 4-8.

Родителей и учителей часто очень впечатляют дети, у которых есть навыки декодирования, неправильно обозначающие их как «читателей». Но, конечно, чтение подразумевает гораздо больше, чем просто озвучивание слов на странице; это также включает понимание, которое является более сложным и трудным для обучения.

Чтобы успешно понимать, дети должны не только иметь хорошие навыки декодирования, они должны бегло читать и находить смысл в печатном тексте. Еще раз, когда речь идет о преподавании понимания, родители лучше всего подходят для этой задачи.

Чтобы сделать содержательные связи с печатным словом, детям нужен богатый и разнообразный жизненный опыт. Ребенок, который никогда не отклонялся от центра города, не получит много от истории о фермерской жизни. Ребенок, который никогда не посещал аквариум, не будет иметь фона, необходимого для понимания текста о морской жизни.

Мамы и папы могут улучшить понимание, помня мантру: понимание – это ключ, который превращает звучание в чтение. Они могут заниматься следующими видами деятельности.

Читаем сами. Родители, которые читают и для удовольствия, и для знания, являются мощным примером для подражания для своих детей. Мамы и папы, которые хотят узнать больше о теме – будь то садоводство, правительство России или породы собак – и пойдут в библиотеку, чтобы взять книги, учат своих детей ценности чтения.

Делайте прогнозы

Читая ребенку, родители должны попросить их сделать предсказания о том, что будет дальше в истории. Они должны начать с обложки и спросить: «Как ты думаешь, о чем эта книга?». Это вовлекает детей в сюжет, предупреждает о сюжете и улучшает понимание.

Свяжите историю с опытом ребенка

Родитель должен направлять ребенка в создании значимых связей. Например, читая «Златовласку» и «Три медведя», один из родителей может спросить: «Как бы ты себя чувствовал, если бы кто-нибудь вошел в твой дом и сел на твой стул и сломал его?»

Всегда следуйте после чтения к обсуждению или творчеству

Исследования показывают, что понимание значительно возрастает, когда за чтением следует обсуждение книги или выполнение творческого задания. Родители могут спросить: «Какая твоя любимая роль в книге?» Или «Кто был твоим любимым персонажем и почему?». Они могут попросить своего ребенка нарисовать альтернативное окончание истории или помочь написать историю с похожим сюжетом или темой.

Грамотность и чтение

Грамотность не начинается тогда, когда ваш ребенок идет в школу. С самого рождения дети приобретают навыки, которые они будут использовать при чтении. Годы в возрасте от 3 до 5 лет имеют решающее значение для роста чтения, и некоторые 5-летние дети уже читают и понимают прочитанное, еще находясь в детском саду.

Лучший способ привить любовь и интерес к чтению – это просто читать своему ребенку. И все же многие родители этого не делают. Чтение дает вам возможность поддерживать тесные связи с вашим ребенком, а также предоставляет окно в мир грамотности, в который ваш ребенок собирается войти.

воспитать любовь к чтению

Когда ваш ребенок переходит от произношения своих первых предложений к фразовой речи, вы начнете видеть захватывающие вехи, развивающиеся с чтением. Ваш ребенок начнет распознавать надписи на улице, дорожные знаки, знакомые вывески в магазинах и адреса, размещенные на вашем доме.

Большинство дошкольников:

  • будут знать названия своих любимых книг
  • держать книгу правильно и перелистывать страницы
  • вспоминать знакомые слова и фразы в любимых книгах, делая вид, что читают книги
  • знать разницу между случайной закорючкой и буквой или цифрой.

Некоторые дошкольники будут:

  • Распознавать и писать несколько букв и цифр;
  • Название буквы, с которой начинаются определенные слова,
  • Составлять рифмы или глупые фразы.

Некоторые дошкольники могут даже:

  • Предсказать, что может произойти в истории,
  • Прочитать и написать свое имя и некоторые знакомые слова,
  • Пересказать истории, которые они знают.

Поговорим о тексте

Текстовая среда для дошкольников закладывает основу для успешного чтения. Речь идет не только о том, чтобы иметь дома книги, хотя это отличное начало. Вы также можете начать говорить о буквах, цифрах и словах на упаковках и знаках.

Помогите ребенку понять, что текст уже является частью его повседневной жизни. Укажите название его любимой каши. Покажите ему ярлыки на одежде. Покажите ему разные части поздравительной открытки или приглашения.

Когда вы выходите из дома, играйте в игры с распознаванием букв и цифр. Может ли ваш ребенок сказать вам какие-нибудь буквы в супермаркете? Может ли он прочитать что-нибудь из чека?

Он будет рад узнать больше о своем мире. Развитие понимания текста никогда не должно быть рутиной.

Будьте в курсе проблем

Вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть неспособность к обучению? Как и в случае практически любой инвалидности, раннее вмешательство может предотвратить проблемы в будущем. В дошкольные годы речевые задержки гораздо более заметны, чем трудности с обучением, которые могут повлиять на усилия ребенка по чтению.

Спросите у своего педиатра совет, если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка задержка речи.

Большинство школ не будут диагностировать нарушения чтения до первого класса. Однако есть признаки того, что вы можете искать раньше. Если ваш пятилетний ребенок не может «услышать» рифму в двух простых словах или не может отличить букву от случайной загогулины, это может быть задержкой развития.

Занятия по чтению для детей 3-5 лет

Веселье с буквами

Детям нравится копировать слова на бумаге. Напишите имя вашего ребенка и попросите его самому скопировать его с помощью алфавитных штампов, наклеек или магнитов. Поощряйте его «писать» свои слова, используя буквы. Ваш ребенок будет писать письма задом наперед, писать, казалось бы, случайно, и он может странно держать свой маркер – это «хорошо» в этом возрасте, когда ребенок хочет общаться в письменной форме любого рода.

С чего начинается слово…

Буквенно-звуковое соединение – один из первых шагов к чтению. Играйте в угадайку любимых слов вашего ребенка. С какой буквы начинается «п-п-п-пират»? Как насчет “М-м-мамочка”? Как только ваш ребенок угадает правильно, посмотрите, сколько слов вы можете придумать вместе, которые начинаются с одной буквы.

В вашем ребенке Автор

Трехлетние дети могут быть болтливыми, а к 4 годам может быть трудно получить хоть слово. Воспользуйтесь интересом своего ребенка к общению, написав вместе книгу. Начните с чего-то простого, например, описания веселого дня в парке или посещения друзей. Скрепите несколько листов бумаги вместе и запишите одно или два предложения вашего ребенка на каждой странице. Затем прочитайте историю и дайте ребенку проиллюстрировать ее.

Другой способ чтения

Чтение вашему ребенку – это здорово, но еще лучше то, что называется «диалогическое» чтение. Это когда вы просите своего ребенка принять участие в истории. Прежде чем перевернуть страницу, спросите своего ребенка, что, по его мнению, произойдет дальше. Вы также можете спросить своего ребенка, чем еще могла закончиться книга.

Бери письмо на улицу

Дети тактильны и получают много удовольствия, чем могут ощущать. Многие дошкольные учреждения поощряют детей делать буквы из Play Doh или рисовать их песком или глиной. В следующий раз, когда вы будете в парке, на пляже или на снегу, используйте окружение, чтобы поиграть с буквами. По очереди пишите буквы на снегу, грязи или песке.

Все факты

Попробуйте заинтересовать своего ребенка научными книгами. В библиотеке или книжном магазине найдите книги на любимые темы вашего ребенка. Автомобили, динозавры, собаки и другие темы освещены в книгах  с множеством картинок, разработанных специально для детей этого возраста.

Грамотность онлайн для возрастов 3-5.

Использование вашего компьютера, смартфона или планшетного компьютера – особое удовольствие для вашего ребенка. Попробуйте некоторые из этих мероприятий по повышению грамотности, чтобы превратить забавное время вашего ребенка в возможность получения образования.

Чтение на вашем телефоне или планшете. Существует много классических книг, которые ваш ребенок может читать или читать ему как приложения на вашем телефоне.

Итак, есть множество способов как научить ребенка читать. Главный из которых – показать пример своей любви к чтению книг.

Слоговое чтение

Чтобы обучить ребенка читать по слогам – вам нужно приобрести слоговые таблицы. Лучше всего, если вы сможете приобрести кубики Зайцева. Не столько кубики, сколько плакаты к ним со слогами, помогают ребенку быстро научиться читать.

Если время поджимает и вам просто надо срочно сделать так, чтобы ребенок читал по слогам – методика Зайцева наилучший и быстрый вариант.

Каждый день быстро прочитывая слоги на плакатах вы выработаете у ребенка зрительную память к изображению слога и слуховую к звучанию показанного вами слога. Но это только в том случае, если ваш ребенок имеет хорошую концентрацию внимания. Если нет, то придется каждый слог малышу распечатать и показывать отдельно, что значительно оттянет время начала механического чтения.

слоговая таблица
слоговая таблица

Месяц, а иногда и три месяца работы только с плакатами Зайцева (слоговые таблицы) помогут выйти на запоминание ребенком слогов и их звучаний. Затем по этим же плакатам объединяйте слоги, не заботясь о том, чтобы получилось осознанное слово. Ребенок должен понять принцип чтения по слогам.

Например, “ша ба”, “ба бу”, ба би”, “ма ми”.

И когда вы отработаете двухслоговые “слова”, приступайте к отработке трехслоговых “слов”. На этом этапе можно уже давать ребенку для чтения распечатанные реальные слова “мыло”, “мама”, “папа”, “рыба”.

чтение по слоговой таблице
чтение по слоговой таблице

Научить механическому чтению не так сложно, как кажется, а вот осмысленному чтению – сложнее, многие дети и в 5-м, 6-м классе не всегда понимают смысл прочитанного. При этом читать они научились очень рано. Дело в том, что если вы спрашиваете как научить ребенка читать, то это понимается именно в плане осмысленного чтения, а не озвучивания абстрактных значков (декодирования). А маленький 18-месячный ребенок или 3-х летний ребенок просто не способен читать осмысленно, если он, конечно, не гений. Готовьте ребенка к осмысленному чтению постепенно – не торопите события. Пусть ребенок полюбит читать, поймет что именно дает книга, если вы потрудитесь сейчас, то в школьные годы у вашего ребенка не будет проблемы с обучением.

Игры для обучения чтению в детском саду и в школе

Обучение чтению – это процесс развития, который требует времени. Каждый ребенок учится по-разному, поэтому важно использовать разные стратегии обучения, чтобы удерживать его внимание и заинтересовывать его в обучении.

запоминание слов
запоминание слов необходимо для чтения

Обучение детей чтению не всегда должно касаться формальных уроков или рабочих листов. На самом деле, иногда лучшие уроки извлекаются, когда дети даже не осознают, что они учатся. Вот некоторые практические идеи, которые вы можете использовать в классе, чтобы помочь вашим ученикам стать независимыми читателями.

1. Покажите буквы и слова в классе

Дети естественно любопытны. Отображение разных слов и букв в классе побуждает учащихся задавать вопросы о словах и учиться, даже не осознавая, что они учатся. Попробуйте пометить объекты вокруг комнаты, такие как окна, двери, стулья и доски, или прикрепить слова, такие как «черный», «красный» и «синий», к шрифту с таким цветом. Дети научатся ассоциировать слова с предметами, которые они видят.

2. Создайте семейство слов

Семейства слов – это слова, которые рифмуются. Обучение студентов семействам слов помогает им видеть закономерности в тексте и побуждает их начать чтение, группируя наборы букв в слове. Как только они узнают слово «хоп», они смогут найти шаблоны в рифмующихся словах, таких как «топ», «поп» и «стоп». Интересный способ включить это занятие в класс – играть в игру, используя пробковую доску.

Напишите список слов с левой стороны и второй список слов, которые рифмуются с ними с правой стороны (вы можете даже попытаться использовать тему для слов, например, “съедобные слова”). Поместите булавки рядом с каждым словом, и пусть ученики свяжут кусок строки с булавки слова слева, с рифмованным словом справа. Это не только увлекательное занятие, которое помогает детям узнать о семейных словах, но и развивает их мелкую моторику.

3. Играть в игры декодирования

Декодирование – это процесс звучания слов. Как только ребенок узнает звуки, которые издают каждая буква или группа букв, он сможет начать собирать слова. Обучение декодированию является важным шагом в обучении чтению, поскольку чем больше ученики декодируют слова, тем быстрее они смогут автоматически идентифицировать слова.

Чтобы процесс декодирования был более увлекательным для учащихся, рассмотрите возможность включения в него игр.

4. Научите фонематической осведомленности

Фонемы – это самые маленькие звуки в английском языке, состоящие из согласных, коротких гласных, длинных гласных. Дети должны узнать, как разные буквы издают разные звуки. Например, «а» в «таблице» – это длинный гласный звук, в отличие от короткого гласного «а» в «шапка». Фонематическое осознание означает изучение этих звуков и умение ими манипулировать одним словом, и это важный шаг на пути к тому, чтобы помочь детям написать и расшифровать.

Одна вещь, которую вы могли бы сделать, чтобы помочь осознанию фонем и тому, как отделить звуки слов от их значений, – это вызывать детей по одному, используя их имена без начального звука (например, [И] лья). Дети должны выяснить, чье имя было названо и какой звук отсутствует.

5. Играйте в «рыбу» со зрительными словами

Напишите слова по-разному – одни больше, другие меньше, одни в центре листа, другие в углу. И поиграйте в рыбака: пусть ребенок найдет слова-рыбку. Очень сложно искать слово, если оно написано не так, не тем шрифтом, не тем цветом – но именно это развивает внимание ребенка.

6. Поиск слова

Чтение детям помогает им развивать свои языковые и слуховые навыки и готовит их к пониманию написанных слов. Тем не менее, некоторые дети теряют концентрацию, когда сидят и слушают, поэтому важно найти способы, чтобы держать их внимание. Один из способов сделать это – поиграть в “поиск слова”. Раздайте ученикам листы бумаги со списком слов из главы книги, которую вы им читаете. Когда вы читаете книгу, студенты обведут новые слова на листе, которые они слышат. В конце главы попросите класс обсудить, какие слова они нашли.

7. Помогите детям любить читать, делая их веселыми

Конечной целью учителя является развитие у детей навыков чтения на протяжении всей жизни и формирование таких детей, которые любят читать. Запоминание слов – только отправная точка того как научить ребенка читать.

Каждый ребенок учится читать по-разному, но, в конечном итоге, его вовлечение в обучение – лучшая стратегия. Привести детей в восторг от обучения чтению через игры и взаимодействие – это то, что каждый учитель начальной школы может включить в образовательный процесс.

Оцените статью
Скворушка
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии